Неврастения у детей


Понятие «неврастения» применимо не только к взрослым людям, но и к детям. Под заболеванием подразумевают нарушение нервной системы с характерными психоэмоциональными проявлениями. Этот вид расстройств относят к наименее тяжелым поражениям нервной системы. В основном, неврастении подвержена слабая половина человечества – от девочек до взрослых женщин.

Детский невроз

Болезнь подразделяют на два вида:

  • Гиперстеническая форма, при которой малыши ведут себя шумно и вспыльчиво, они чрезмерно активны. Про такого ребенка говорят «его очень много». Он ярко и бурно реагирует на все происходящее, вздрагивает от малейшего прикосновения;
  • Гипостеническая — проявляется в виде ослабленного состояния, пугливости и плаксивости, зажатости, склонности к самокопанию.

К основным причинам неврастении у детей относят:

  • Нарушение нормального течения беременности, что приводит к врожденному расстройству нервной системы плода. К таким факторам относятся перенесенные инфекционные процессы во время беременности, длительный стресс матери, неблагоприятное воздействие химических и лекарственных веществ;
  • Наследственную предрасположенность, при которой неврастения встречается в роду довольно часто;
  • Длительное стрессовое воздействие, которое может настигнуть в школе или садике, дома в семейном кругу;
  • Слабая психика малыша. Нервная система таких детей очень пластична и легко подвергается деформациям. Проявляется в виде замкнутости, беспочвенной тревоги и переживаниях.
  • Инфекционные поражения;
  • Расстройства питания, недоедание;
  • Заболевания эндокринной системы.

Симптомы детской неврастении

Диагностируется преимущественно в младшем школьном возрасте или подростковым. Если болезнь носит врожденный характер, то нестандартное поведение ребенка будет наблюдаться уже с первых лет его жизни. Признаки заболевания:

  • Шумное поведение, суетливость. Они настойчивы и требовательны. Дети могут быть малоподвижны и плаксивы;
  • Расстройство сна с многократным пробуждением с криком за ночь. Детки обычно не спят днем;
  • Привередливость к еде, утрата интереса к ней ввиду различных раздражителей.

У детей дошкольного возраста к перечисленным симптомам добавляются новые:

  • Повышенная возбудимость и вспыльчивость, капризность;
  • Расстройство стула, которое выражается в склонности к запорам;
  • Бесконтрольное мочеиспускание;
  • Быстрая смена настроения и эмоциональная нестабильность;
  • Опережение нервно-психического развития несвойственное возрасту. Такие дети схватывают все новое, буквально, на лету;
  •  Нечеткость при произношении некоторых звуков.

У подростков к этим признакам добавляются:

  • Раздражительность;
  • Повышенная утомляемость при умственных и физических нагрузках;
  • Хроническая усталость, трудность восстановления даже после отдыха;
  • Проблемы с концентрацией внимания;
  • Тревожность, которая выражается в дискомфортных ощущениях в области живота или сердца;
  • Перемена артериального давления, которая сопровождается головными болями;
  • Непроизвольное потоотделение – гипергидроз, который проявляется в основном в ладонях и стопах;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Мелкий тремор, он же дрожь, в пальцах рук.

Основные виды неврозов

Для каждого нервного расстройства характерны свои особенные черты. Выделяют формы:

  • Истерию с припадками;
  • Невроз навязчивых состояний;
  • Фобии или бесконтрольные страхи;
  • Невротические тики;
  • Логоневроз или заикание;
  • Энурез или ночное недержание мочи.

Истерия относится к такому виду невроза, при котором основными проявлениями являются:

  • Повышение порога чувствительности и впечатлительности;
  • Высокая внушаемость;
  • Неустойчивое настроение;
  • Эгоистическое поведение;
  • Потребность в признании.

Истерия характеризуется несоответствием жалоб больного и объективно выявляющимся данным при осмотре врача. Нередки истерики, которые можно спутать с судорожным приступом эпилепсии. Однако, они имеют ряд отличий:

Эпилептический припадок Истерический припадок
  • Спонтанно начинается, ничего не предвещает приступа;
  • Падение резкое и неожиданное, зачастую, с травматизацией;
  • Кожные покровы бледные или синюшные;
  • Реакции на внешние раздражители нет, рефлексы отсутствуют;
  • Последовательная смена клонических и тонических судорожных припадков, которые повторяют друг друга;
  • Лицо не выражает эмоций;
  • Непроизвольное мочеиспускание;
  • Длительность от 30 секунд до нескольких минут;
  • Полная потеря памяти о происходящем – амнезия.
  • Приступ связан со стрессовой психотравмирующей ситуацией;
  • Падение осторожное, зачастую, похоже на медленное сползание вниз. Траматизации при падении не происходит;
  • Кожные покровы красные;
  • Реакция на внешние болевые или температурные раздражители присутствует. Рефлексы также сохранены;
  • Судороги атипичные, без повторения определенных фаз. Похоже на хаотичное подергивание и тремор;
  • Мимика выражена, присуща театральность, страдание на лице, страх;
  • Непроизвольного мочеиспускания не наблюдается;
  • Продолжительность припадка значительная, до нескольких часов;
  • Память о произошедшем может сохраниться.

Для невроза навязчивых состояний характерна зацикленность на чем-либо, неуверенность в себе, нерешительность, мнительность. Такие детки со страхом смотрят на все новое, они боятся одиночества или темноты, насекомых или животных. В этом состоянии присуща тревожность, страх заразиться чем-либо или заболеть. Зачастую дети придумывают себе различные запреты, чтобы не исполнился их страх.

Навязчивые проявления в виде настойчивых непроизвольных мыслей. Такие состояния носят название обсессивно-компульсивных. Обсессии являются навязчивыми идеями, а компульсии – действиями. Они могут касаться математических подсчетов всего окружающего. Поведение носит ритуальный характер в виде частого мытья рук или подпрыгивания в строго определенном порядке, похлопывания и множества других.

Для детей нередки страхи. Существуют фобии, которые могут касаться боязни животных или насекомых, темноты (никтофобия), смерти, замкнутого пространства, клоунов. Боязнь пауков называется арахнофобия, а клоунов – коулрофобия.

Невротические тики проявляются условнорефлекторными движениями с определенной последовательностью. Характерно стереотипное сокращение отдельных мышц. Может быть мигательным, касаться поднимания бровей, подергивания носом. Тики проходят самостоятельно, а вызываются малейшим психическим напряжением и переживанием, испугом.

Логоневроз или невротическое заикание проявляется нарушением ритма и темпа речи, ее плавности. Состояние возникает из-за мышечных судорог. Логоневроз может возникнуть после перенесенного эмоционального потрясения, сильного впечатления или испуга. Заикание часто формируется в детском возрасте ввиду того, что в этот период происходит становление мышления и усложнение фразовой речи.

Логоневроз, зачастую, имеет наследственную предрасположенность. У маленьких детей встречаются, как клонические, так и тонические судороги мышечных групп речевого аппарата. Заикание усиливается при волнении и сопровождается содружественными движениями, которые облегчают речь. Это может быть притоптывание одной ногой или щелчки пальцами. Для более старшего возраста характерны, преимущественно, тонические судороги.

Часто заикание возвращается вновь после, казалось бы, полного излечения. В тяжелых случаях, логоневроз фиксируется на длительный срок. Невротическое заикание течет волнообразно с периодами рецедивов ввиду стрессовых нагрузок и затихания. Усиление патологии наблюдается в подростковом возрасте при половом созревании.

Нередким невротическим расстройством считают энурез, который проявляется в виде ночного недержания мочи. Бывает и органического характера, связанный с нарушением нервного проведения к коре головного мозга. Но невротический энурез возникает в результате эмоционально-психического потрясения. Редко сочетается с энкопрезом — недержанием кала.

Диагностика и лечение

При постановке диагноза невролог ориентируется не только на внешние проявления неврастении и жалобы ребенка, но и на объективные методы исследования. Врач проверяет рефлексы, чувствительность.

Чем раньше выявляется невроз, тем более своевременная помощь будет оказана и тем лучший прогноз ждет ребенка. Даигностические манипуляции складываются из следующих этапов:

  • Психоэмоционального анализа;
  • Исследование семейных отношений ребенка с родителями;
  • Наблюдения во время игрового процесса;
  • Анализ детских рисунков;
  • Беседы с близкими малыша.

В лечении неврастении используют различные не лекарственные методы терапии. К немедикаментозным средствам относят:

  • Питание, которое подразумевает полноценное употребление пищи: как фруктов и овощей, так и молочных, мясных изделий;
  • Физическую активность с прогулками на свежем воздухе;
  • Употребление настоев из лекарственных сборов, которые несут успокаивающее действие. Эффективностью отличается трава пустырника и корень валерианы, сушеница болотная;
  • Лечебные ванны, которые снимают раздражение. Ребенок погружается в воду с отрубями или хвоей.

Медикаментозная терапия подразумевает применение:

  • Ноотропов, которые стимулируют работу головного мозга и улучшают его питание – «Пирацетам», «Энцефабол» или «Аминалон»;
  • Транквилизаторов, цель которых – избавлять малыша от повышенной тревоги и раздражительности. Такие препараты назначают на короткий срок – пару недель. К ним относят «Алпразолам» и «Грандаксин», «Мексидол» или «Атаракс»;
  • Стабилизаторов сна – «Феназепам» и «Диазепам»;
  • Витаминных комплексов, которые направлены на укрепление и восстановление организма ребенка – «Нейровитан» или «Нейрорубин».

Профилактические меры

Так как последствия неврастении у ребенка имеют негативный характер, очень важна профилактика. К основным осложнениям относят:

  • Нарушение социальной адаптации, которая выражается во внутреннем дискомфорте и затруднении нормального общения и поддержании социальных связей;
  • Депрессии.
  • Защита ребенка от неврастении заключается в соблюдении следующего свода правил:
  • Исключения, по возможности, конфликтов и стрессов. А в случае их возникновения – полноценного устранения и восстановления;
  • При появлении признаков неврастении, посещать вместе с ребенком психолога и невролога;
  • Обеспечения рационального труда и отдыха ребенка;
  • Полноценное питанияе со всем спектром необходимых веществ;
  • Занятия спортом;
  • Создания спокойной атмосферы в доме без криков и споров;

Совместного времяпровождение детей и родителей за расслабляющими и объединяющими занятиями.

Детская неврастения нуждается в терапии. Ее возможно и нужно лечить. Дети – это будущее. От их здоровья зависит и последующее поколение. Если диагностировать неврастению в самом начале, в детском возрасте, она хорошо поддается корректировке. Это может изменит жизнь ребенка к лучшему и обеспечить ему счастливое и полноценное будущее!

Видео